< Назад |
Мало кому известно об истории одного из интереснейших памятников промышленной архитектуры Х I Х в. - «Комплекс Городской электростанции», расположенного по ул. Набережной. Еще в доисторические времена у людей возникла потребность в искусственном освещении, а в качестве источника света использовались костры, факелы, свечи, керосиновые лампы. На рубеже 19 и 20 веков в быт стало прочно входить электричество. Благодаря этому сейчас люди могут смотреть телевизор, читать книги после захода солнца и без страха гулять по вечернему городу - ведь фонари освещают путь. Первая электростанция в России появилась в Петербурге в 1879 году и предназначалась для освещения Литейного моста, а Следующая - еще через пару лет - в Москве. В 1886 году в России работало несколько электростанций - под Санкт-Петербургом и Москвой, Киевом и Нижним Новгородом, Баку, Харьковом. Работали они на привозном топливе и вырабатывали постоянный ток для уличного освещения. В 80-х годах 19 века строятся первые городские электростанции общего пользования в Москве и Петербурге, создаются благоприятные условия для широкого применения электрического освещения в быту и промышленности. В числе первых десяти городов России получила электричество и Елабуга благодаря инженеру-механику Федору Васильевичу Стахееву. Часто бывая в Санкт-Петербурге и находясь в курсе технических новшеств, Федор Васильевич Стахеев решил осуществить строительство электростанции и в г. Елабуга, для чего обратился с заявлением в Елабужскую городскую Думу. «... я, в виду посильного способствования благоустройству родного города, поставлю для освещения городских улиц, без всякой платы от городского общественного Управления, шесть электрических ламп по Покровской. Не преследуя специально коммерческих целей выгод, я в тоже время не откажусь, насколько это дозволит размер и средства предприятия, осветить дома тех учреждений и частных лиц, которые найдут выгодным заменить керосиновое освещением электрическим за плату по взаимосоглашению... Надеюсь, что Дума ... постановит разрешить мне проложить электрические провода по улицам города, от стоящим к тем домам, владельцы которых пожелают ввести у себя электрическое освещение. Имею честь добавить к сказанному, что все постройки на электростанции будут каменные, а механический двигатель - паровой, с нефтяным отоплением. Марта 29 дня 1900г.». 13 июня 1901 года Ф. В. Стахеев получает Удостоверение: «... выданное Городскою Управою Инженеру-Механику Федору Васильевичу Стахееву, вследствие его прошения, в том, что: 1) то в виду состоявшегося 18 апреля 1900г. постановления Городской Думы препятствий со стороны Управы к устройству электрической станции и прокладки проводов в г. Елабуга не имеется и 2) что, как видно из прошения г. Стахеева, поступившего в Управу 18 мая сего года, предприятие его не будет иметь характера концессии, т е. в случае надобности город может устроить собственную электрическую станцию и разрешать устройство таковым другим лицам; при чем плата будет взиматься г. Стахеевым в размере 3 коп. для целей освещения и 2, 5 коп. как движущей силы». Для постройки здания электростанции Стахеев выкупил у Елабужского городского общества участок выгонной земли в 1200 квадратных саженей, находящийся на левой стороне, напротив Александровского сада. Электростанция выделялась из числа рядом располагавшихся, построенных по классическому стилю зданий, своим оригинальным решением фасада из белого камня - прямоуголь ные окна с лучковыми перемычками завершаются выступающим замковым камнем. По всему периметру здания проходит объемный аркатурно-колончатый пояс из белого камня, выделенный красным кирпичом, лучковыми перемычками. Ввод в эксплуата цию электростанции Ф.В.Стахеев планировал в сентябре 1902 г . На электростанции в начале были установлены две паровые машины. Генераторы вырабатывали ток напряжением в 2000 вольт, а несколько трансформаторов понижали его до 110. В число первых электрифицированных зданий Елабуги вошло Елабужское Епархиальное женское училище. Также провести электричество пожелали богатые жители улицы Б.Покровской и часть ул. Спасской, кроме того, для освещения «миллионной» улицы было установлено 11 дуговых фонарей. Старинные электрические фонари, так же как и керосиновые до настоящего времени не сохранились, но по ул. Набережной, рядом с Домом-музеем И.И.Шишкина, а также во дворе Музея-усадьбы Н.А.Дуровой установлены копии керосиновых фонарей. |
Далее> |